Мониторинги в бровь, а цены - в глаз

Фильтры

Регион

Новости

Мониторинги в бровь, а цены - в глаз

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу страны вместе с Федеральной антимонопольной службой не допустить необоснованного роста цен на продукты. Однако новые ценники в магазинах с Нового года реально напрягают покупателей. Овощи и фрукты начали дорожать еще в конце прошлого года. Объясняют это сезон-ным всплеском, обычным для зимнего периода. Но на этот раз сезонный всплеск превратился буквально в цунами.
Смена партнеров - импортеров тепличных овощей с европейских производителей на африканских, китайских и латино-американских практически удвоила цифры на ценниках в магазинах розничной продажи. И транспортное плечо поставки удлинилось, и курс валют способствует подорожанию. Нас утешают, что ведутся переговоры по поставкам из Средней Азии и других бывших республик СССР. Но пока мы видим, что те же сухофрукты из Средней Азии тоже взлетели в цене.
Тепличные овощи местного ставропольского производства вроде и выращиваются в крае, но, судя по всему, поставляются в основном в столицы. Это производителям выгоднее. Заключаются долгосрочные контракты. Ставрополье своими развитыми местными торговыми сетями так и не обзавелось. А поставлять мелкие партии плодо-овощной продукции закрытого грунта в разбросанные там и сям небольшие магазинчики невыгодно производителям. Больше возни, чем прибыли. С другой стороны - плодоовощная продукция, в особенности тепличная, не входит в перечень товаров первой необходимости. И в связи с ростом цен люди просто резко сокращают потребление.
Заметно выросли цены и на молочную продукцию. Понятно, что зимой надои снижаются, увеличивается импорт сухого молока. И в связи с ситуацией на валютном рынке тоже растет цена на исходное сырье. Поэтому дорожают молоко, сметана, масло, сыры. Отмечается, что в рознице увеличились продажи дешевых спредов и сократились натурального сливочного масла. Обычно цены на молочку стабилизируются в начале лета, когда приходит пора большого молока. Но на нынешние весну и лето прогнозы, к сожалению, далеко не радужные. Уже сейчас видно, что отечественные производители продуктов питания, заявившие о готовности занять частично освободившиеся из-за сокращения импорта ниши на продовольственном рынке, демонстрируют намерения не упустить своей выгоды. Это можно понять. Производство должно быть рентабельным. Люди должны получать реальную зарплату. А все это складывается из цены реализации продукта. Хотя сами товаропроизводители уверяют, что цены вздувает торговля.
В этой связи удивляют мониторинги цен, которые регулярно изо дня в день размещает на своем официальном сайте краевой комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Цены на говядину, свинину и мясо кур даются от производителей и в убойном весе. И эта «убойная цена», судя по мониторингам, совсем не растет. Видимо, это и дает основания нашим краевым чиновникам-кураторам сельского хозяйства заявлять на совещаниях-заседаниях, транслируемых по телевидению, что на Ставрополье рост цен минимальный по сравнению с другими регионами России. Ну как не назвать такие мониторинги лукавыми. Мы-то покупаем мясо в магазинах не в убойном весе, а в разделанном виде. И первоначальной «убойной» ценой тут и не пахнет.
Или, к примеру, нам показывают базовую цену яблок - 22 рубля за килограмм. Нормальные яблоки в розницу и за 44 рубля килограмм купить не просто. А это уже стопроцентное удорожание по отношению к базовой цене. И так по всему перечню. Понятно, что приятная статистика ласкает глаз чиновников и дает возможность красиво отчитываться перед Москвой. Но ценники-то являют совсем другие цифры. И эти цифры буквально кричат, что с каждым днем прибавляется продуктов, которые становятся все менее доступными основной массе населения. Поэтому статистические данные кураторов сельского хозяйства и переработки просто раздражают.
К примеру, в размещенном на сайте отчете за 3 февраля отмечается, что, по оперативным данным министерства сельского хозяйства Ставропольского края, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, за период с 11 августа 2014 года по 3 февраля 2015-го сельскохозяйственные товаропроизводители в связи с массовой сдачей животных на убой с 1 декабря снизили оптово-отпускные цены на говядину и кур в убойном весе. И кто почувствовал это снижение? Во всяком случае, не покупатели. Правда, здесь же сообщается, что с 16 января в связи с повышением спроса на кондиционный крупный рогатый скот на убой, а также с ростом цен на кормовые добавки и ветеринарные препараты произошло повышение цен на говядину в убойном весе, но базовую цену это не превысило. Складывается впечатление, что эти мониторинги просто дань формальности или какой-никакой ответ на требование губернатора информировать население о состоянии цен на продовольственном рынке.
Только пользы от такой информации - никакой. Если опираться не на статистические данные, а на собственные наблюдения, то можно сказать, что ощутимой прибавки на торговых прилавках края продуктов местного производства не наблюдается. Зато комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности подписал протокол о намерениях в продовольственной сфере с Ямало-Ненецким автономным округом. Совместный проект обозначили очень громко «Север-Юг». Вроде они нам обещают оленину и консервы из нее, а также северную рыбу и ягоды. А мы им - мясо птицы, коньяки и минеральную воду, муку, макароны, сливочное масло и цельномолочные изделия.
При предыдущих губернаторах все больше упирали на сотрудничество с Белоруссией и поставки оттуда продуктов питания. Нынешний глава края из Ямало-Ненецкого округа, поэтому и появился новый адрес партнерства. До поставок оленины в край дело еще когда дойдет. Пока же траты идут на представительские расходы. Независимо от состояния краевого бюджетного кошелька страсть наших чиновников летать туда-сюда за протоколами о намерениях неистребима. Может, есть смысл на будущее договориться с северянами, чтобы они к нам летали, у них бюджет побогаче, все-таки на нефтегазовой трубе сидят?
Какие еще новации, кроме будущих поставок оленины, ждут нас в рамках реализации антикризисных мер? Депутаты краевой Думы подготовили законопроект о продлении сроков перехода сельскохозяйственных рынков в капитальные строения. По действующему федеральному закону сельскохозяйственные рынки, в том числе кооперативные, должны были организовать торговлю в капитальных зданиях уже с первого января текущего года. Однако не во всех населенных пунктах края есть возможность возвести такие строения, на что требуются немалые средства. Чтобы поддержать ставропольских предпринимателей, краевые депутаты предлагают отсрочить исполнение закона на три года. Если при этом хозяева рынков не станут повышать арендную плату за торговые места под открытым небом или под навесами, то есть надежда, что сами торговцы не вздуют резко цены на свой товар.
Еще одна проблема, которой озабочены сегодня власти края, это кооперация производителей и переработчиков животноводческой продукции. Совещание на эту тему прошло на минувшей неделе в Левокумском районе. В сложившихся экономических условиях небольшим сельхозпредприятиям трудно конкурировать с крупными холдингами, которые диктуют свои правила. Создание кооператива - это совершенно иной уровень хозяйственной деятельности. Кооператив позволяет решить массу вопросов. Это и сбыт продукции, и получение заемных средств, и материально-техническая помощь.
По словам министра сельского хозяйства края Александра Мартычева, продукция подобных кооперативов способна создать альтернативу зарубежным поставкам, прибывающим в край в виде глубокой заморозки. По данным Ставропольского союза производителей и переработчиков продукции животноводства, край располагает достаточной сырьевой базой по мясу. При дальнейшем стабильном развитии отрасли прирост поставок возможен еще на 10-15 процентов в год. Пока что до 50-70 процентов скота и овец вывозится за пределы края, а это потери потенциальных рабочих мест и налогов. В то же время само Ставрополье немалую часть мяса для производства тех же колбасных изделий завозит по импорту. По данным Ставропольстата, в 2013 году на территорию края было ввезено 8,3 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, а за девять месяцев 2014 года - уже 18,4 тысячи тонн. При этом опрос переработчиков показал, что их мощности загружены всего на 30-40 процентов.
Одной из задач кооператива как раз и является установление взаимодействия производителей и переработчиков продукции животноводства. Участники кооператива могут на договорной основе предоставлять друг другу товарные кредиты животными, кормами и продукцией, практиковать микрокредитование членов кооператива за счет фонда, созданного на общие взносы. Внутри кооператива крупные сельхозпредприятия смогут консолидировать вокруг себя фермеров и личные хозяйства граждан, поставляя им скот для откорма и корма на определенных условиях и получая при этом относительно дешевое мясо. Тем самым будет создаваться мощная сырьевая база. Откормочные площадки могут стать буфером для регулярной поставки сырья перерабатывающим предприятиям и для сельхозпредприятий со сложным циклом производства. Однако для создания кооператива нужна юридическая база, которую предстоит разработать.
- Этот механизм должен быть прост, понятен и максимально прозрачен для всех партнеров, подчеркнул министр сельского хозяйства края Александр Мартычев.
Если посмотреть на работу, проведенную минсельхозом, правительством края с начала действия санкций и контрсанкций, то очевидно, что сделано немало. В то же время по многим позициям мы явно опоздали. К примеру, о создании тех же кооперативов и вообще о возрождении сельской кооперации речь идет не первый год, но реальных сдвигов пока нет. Складывается впечатление, что все идет по принципу «медленно поспешая». Только вот цены на продовольствие поспешают не медленно. И это тревожит.
Галина Сергушина.

Источник: guberniya.ru

Также в разделе

Комментарии (0)